По итогам 10 месяцев 2020 года экспорт молочной продукции увеличился на 11% — до 248 млн долларов, сообщил директор департамента развития экспорта АПК минсельхоза Роман Чекушов в рамках онлайн-конференции «Экспорт молочной продукции: знания, инструменты, практики».

По его словам, основными странами-импортерами на данный момент выступают государства постсоветского пространства. «Многие цепочки поставок сформировались давно, еще во времена Советского Союза, поэтому логично, что наши производители ориентированы на потребительские предпочтения бывших стран Союза», — пояснил он. Крупнейшим импортером молочной продукции является Казахстан — на него приходится около 40% всех поставок нашей молочной продукции. В этом году поставки в эту страну выросли на 10% к аналогичному периоду. На втором месте традиционно выступает Украина с ростом более 14%. Также крупнейший импортер молочной продукции в Россию, Беларусь, также активно покупает российскую «молочку» — за 10 месяцев 2020 года прирост составил 10% к прошлому году.

Между тем, наибольший рост среди стран дальнего зарубежья показали поставки в Китай — за 10 месяцев этого года они выросли почти на треть. «Китай для нас — одна из самых перспективных стран в части экспортного потенциала. Мы активно двигаемся к экспорту сухой молочной продукции в Китай», — пояснил Чекушов. По его словам, сейчас экспортировать молочную продукцию в Китай могут 46 российских производителей, включая 10 компаний-экспортеров, которые аккредитованы на экспорт сухого молока. Минсельхоз рассчитывает, что уже в следующем году удастся значительно увеличить объем поставок в Китай сухой молочной продукции. Помимо КНР, есть и другие перспективные рынки для нашей экспортной продукции — в частности, страны Персидского залива, Юго-Восточной Азии, страны Африки, отметил Чекушов.

Ежегодный экспорт молочной продукции составляет около 300 млн долларов. А по итогам этого года, по оценке Союзмолока, экспорт вырастет на 20% в натуральном выражении, и на 12-15% в денежном выражении. «Этот год в каком-то смысле прорывной, потому что в предыдущие годы темпы роста экспорта не превышали 3-4%. Прорыв в этом году связан и с активной экспортной пропагандой, и с тем, что экономические условия сложились таким образом, что экспорт становится все более выгоден: ослабление рубля делает экспорт более конкурентоспособным, импорт — менее конкурентоспособным. Поэтому все больше компаний задумывается об экспорте, причем экспорт не только в страны ближнего зарубежья, постсоветского пространства, но и в страны дальнего зарубежья», — рассказал генеральный директор Союзмолока Артем Белов.

По его мнению, 2020 год специфичен также расширением продуктовой линейки: Россия начала активно поставлять на экспорт сухие молочные продукты, поехала на экспорт сыворотка. Также расширяется география — в частности, растут поставки в Китай, в страны Юго-Восточной Азии. Союзмолоко прогнозирует, что экспорт молочной продукции будет производиться в более, чем 62 страны мира.

Сейчас в структуре молочного экспорта основную долю составляют кисломолочные продукты и сыры, отметил руководитель федерального центра «Агроэкспорта» минсельхоза Дмитрий Краснов. Однако, по его мнению, структура будет меняться: уже в ближайшие год-два по сухой молочной сыворотке и сухому молоку ожидается серьезная прибавка. И в этой связи будет меняться страновая экспортная структура. По его словам, с 2017 года количество стран, в которые экспортируется российская молочная продукция, значительно расширилось — в 2019 году Россия поставляла продукцию уже в 52 страны. По мнению Краснова, значительную роль в дальнейшем развитии экспорта молочной продукции будут играть страны Ближнего Востока, Северной Африки, Персидского залива и страны Юго-Восточной Азии.

Во многом рост экспорта объясняется вниманием государства к этому направлению. При этом меры господдержки направлены как на развитие экспорта, так и на повышение конкурентоспособности нашей молочной продукции, отметил Роман Чекушов. Основным инструментом является льготное кредитование. В 2020 году был расширен круг получателей этой меры поддержки. Также продолжается работа над расширением направлений поддержки с помощью льготных инвестиционных и «коротких» кредитов. По словам Чекушова, в следующем году планируется предусмотреть и другие инструменты финансирования в рамках льготного кредитования и иных видов кредитов.Медведев предложил снизить административные барьеры для фермеров

Также со второй половины 2020 года государство стало компенсировать затраты на сертификацию продукции на зарубежных рынках. Экспортерам возмещается от 50 до 90% их расходов на сертификацию. В случае, если компания подтверждает экспорт продукции в размере, который в 10 и более раз превышает объем стоимости сертификации, то ей компенсируется 90% затрат на сертификацию продукции АПК. «В эти затраты включаются не только непосредственно средства, которые потратили производители-экспортеры на сам сертификат, но и на лабораторные исследования, которые сопутствуют процедуре сертификации, на доставку образцов и проб, на иные сопутствующие подтвержденные расходы производителей-экспортеров, которые связаны с сертификацией продукции на внешних рынках. Мы компенсируем затраты и на обязательную сертификацию, которая установлена нормативными правовыми актами, и на добровольную сертификацию, которая предусмотрена в экспортных контрактах», — пояснил Роман Чекушов.

Также государство с 2017 года компенсирует часть затрат на транспортировку продукции, поставляемой на экспорт. Со следующего года будут запущены новые меры в рамках финансирования льготного кредитования. Кроме того, минсельхоз работает над тем, чтобы предусмотреть возможность возмещения прямых понесенных затрат при строительстве и модернизации перерабатывающих предприятий. Также со следующего года министерство предполагает дополнить меры поддержки компенсацией затрат на лизинговые платежи, которые возникают при приобретении оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции.

материал Татьяна Карабут «Российская газета»